10-13-2010, 06:59 PM
1. Atom Heart Mother — 23:45
a) Father’s Shout
b) Breast Milky
c) Mother Fore
d) Funky Dung
e) Mind Your Throats Please
f) Remergence
2. If — 4:31
3. Summer '68 — 5:29
4. Fat Old Sun — 5:24
5. Alan’s Psychedelic Breakfast — 13:01
a) Rise and Shine
b) Sunny Side Up
c) Morning Glory
Pink Floyd
David Gilmour – guitars; bass guitar, drums and vocals on "Fat Old Sun"
Nick Mason – drums, percussion, tape editing, tape collage, additional engineering on "Alan's Psychedelic Breakfast"
Roger Waters – bass guitar, acoustic guitar on "If", tape effects, tape collage, vocals on "If"
Richard Wright – keyboards, piano, Hammond Organ, orchestration, vocals on "Summer '68"
Additional musicians
Abbey Road Session Pops Orchestra – brass and orchestral sections
John Alldis Choir – vocals
Philip Jones Brass Ensemble – brass
Alan Stiles – voice on "Alan's Psychedelic Breakfast"
Production
Peter Bown – engineering
Ron Geesin – orchestration and co-composition on "Atom Heart Mother"
James Guthrie – 1994 remastering
Alan Parsons – engineering
В последнее время как чукча, тот что видит о том поет, я что слушаю о том пишу)) Вот и сейчас в проигрывателе этот замечательный диск. Не скажу что он замый закрученный из их творчества, но и без дела долго не лежит. Просто его слушаю когда есть время погрузиться в музыку и ни на что не отвлекаться. Считаю его из Флоидовских работ самым эмоциональным по воздействию. Когда-то пришлось взять винил не знакомого мне альбома в довесок к любимому диску Сэра Пола (таковым и остается) At the Speed of Sound и отдать аж 65 рублей за оба, сделав приличную брешь в семейном бюджете (при зарплате 200р). Дома при первом прослушивании отягощенном недоуменным взором первой жены с ярко выраженным непониманием за что такие жертвы, понял что это совсем не Обратная сторона, не Животные, не Стенка, но почему то захотелось переслушать еще разок, потом еще, и еще...
Обложка альбома простая и не имеет совершенно никакого отношения к музыке (таков был замысел) – обыкновенная корова, сфотографированная где-то у дороги. Звали ее, как утверждают некоторые источники близкие к интернету, Лалабель III. Сюиту, давшую название всему альбому сначала называли то «Untitled Epic», то «The Amazing Pudding», однако перед первым исполнением ее на публике было решено, что такие названия не пойдут. Рон Гизин (полноправный соавтор композиции с подачи которого ее оркестровали добавлением секции духовых и хором из двадцати человек) предложил просто заглянуть в газету, в которой Ник Мейсон обнаружил интересную статью о беременной женщине с атомным сердечным стимулятором.
Последующие три песни написаны каждым из участником группы по отдельности за исключением Мейсона: Уотерсом, Райтом и Гилмором соответсвенно. Если сюита - сгусток эмоций, то песни восстанавливают душевное равновесие акустической нежностью и трогательностью вокалов. Последняя композиция не без юмора, три замечательные спокойные инструментальные темы проходящие на фоне звуков записанных, когда дорожный менеджер группы Алан Стайлс, кормивший музыкантов завтраком, готовил себе еду. Завершается все это звуками мытья посуды и капель, падающих из плохо закрытого крана. На пластинке, кстати, последняя дорожка была сделана так, чтобы эта самая вода капала бесконечно, пока иглу проигрывателя не убирали.